Ажурная отливка олова

Во многих странах Европы ажурную отливку выполняли непосредственно на украшаемом деревянном предмете. Вырезанная или выточенная из дерева солоница, коробочка, подсвечник либо другое подобное изделие покрывали сплошной сеткой контурной резьбы глубиной до 3 мм. Затем предмет обертывали картоном, пропитанным огнеупорными веществами, или же тонким металлическим листом, прочно обвязав его бечевкой. Сверху заливали расплавленное олово, которое заполняло все канальцы, вырезанные на поверхности предмета. Через несколько минут развязывали бечевку и снимали картон. На деревянном предмете заподлицо с его поверхностью оставалось оловянное кружево, имеющее порой сложный, причудливый рисунок. Мягкий блеск металла особенно эффектно выделяется на фоне темной мореной древесины.
Придавая деревянному изделию неповторимое своеобразие, оловянная сетка вместе с тем имела чисто практическое назначение: она, как обруч, стягивала его, не давая древесине растрескаться. Поскольку оловянный узор был заподлицо с украшаемой древесиной, эту своеобразную технику называют инкрустацией. Современные художники вместо олова используют свинец, но только на тех предметах, которые не предназначены для хранения пищевых продуктов: ведь окислы свинца ядовиты. Преимущества олова заключаются в том, что этих ограничений для него нет. Наравне с золотом и серебром олово применялось античными мастерами для инкрустации бронзовых изделий. Стоит еще раз вспомнить о щите Ахилла, инкрустированном Гефестом:
За виноградником темный подставил он ров,
Обнесенный вокруг оловянной оградой.