Чернение серебра

Северные мастера за многовековую практику разработали свой особый состав черни «вечной прочности». Секреты северной черни мастера бережно передавали из поколения в поколение. После революции Михаил Павлович Чирков был единственным мастером, знавшим секрет северной черни. Работая в открывшейся в 1929 году «Экспортной мастерской», а затем с 1933 года — в артели «Северная чернь», в которую была преобразована мастерская. Чирков учил молодежь художественному ремеслу, но секреты черни до поры до времени никому не передавал: чернь для нужд артели он составлял собственноручно.
Между тем охотников узнать секрет было предостаточно: англичане дважды предлагали мастеру крупные денежные суммы да иностранное подданство впридачу.
Время между тем брало свое. Престарелый мастер стал пристально приглядываться к молодым, которые работали рядом. Наконец выбор был сделан. И каково же было изумление мастеров, когда они узнали, что секрет черни Чирков передал молодой работнице Марии Угловской!
Состав черни не представляет собой секрета. Но как и в каких пропорциях смешивать компоненты, сколько времени их плавить, какова технология обжига покрытых чернью гравированных серебряных изделий — это и есть тот секрет, который так ревниво охраняли северные мастера-черневики.
Чтобы получить чернь, в тиглях сплавляют в определенных пропорциях серебро, медь, свинец, серу и буру. В некоторые составы черни могут входить олово, висмут или хлористый аммоний (нашатырь). Жидкий сплав переливают в подогретую чугунную посудину и дают медленно остынуть. Затем его толкут и в порошок добавляют крепкий раствор хлористого аммония или смесь буры с поташом.
Вооружившись деревянной лопаткой, кашицеобразную черневую массу наносят тонким слоем на гравированную поверхность. Покрытое чернью серебряное изделие накаляют до определенной температуры в горне или муфельной печи, следя за тем, чтобы расплавленная чернь равномерно заполнила все углубления гравировки. Мастеру-черневику необходимо уметь вовремя угадать тот миг, когда нужно прекратить плавление: стоит только пропустить его, как чернь будет непоправимо испорчена. Практика показала, что самые точные приборы не способны конкурировать в этом с человеком. Только искусный и опытный мастер по едва уловимым, известным ему одному признакам может точно сказать, когда нужно прекратить нагревание серебряного изделия. Это тоже один из секретов велико-устюжских мастеров.