Гравировка и гравирование

Сущность любого вида гравирования заключается в нанесении углубленного изображения на изделие из металла, кости, камня, дерева, стекла и другого материала. В наше время углубленный рисунок на различных материалах можно очень быстро получить с помощью химического и электрического гравирования. Но эти высокопроизводительные способы все же не смогли вытеснить резцовое гравирование, возникшее в глубокой древности. Это объясняется прежде всего тем, что гравировка, выполненная с помощью металлических резцов, отличается красотой и четкостью гравированных линий, а также особой теплотой, которая свойственна только рукотворным изделиям.

гравировка

Резцовое гравирование — это механический способ получения углубленного рисунка. Резец, которым выполняется гравировка, должен быть намного прочнее и тверже обрабатываемого металла.
В крито-микенскую эпоху древние граверы изготовляли резцы из бронзы. Хотя их предварительно упрочняли особым способом, они все же недостаточно были твердыми. При обработке золота, серебра и меди резцы быстро тупились. Тем не менее благодаря упорству и искусному владению этими инструментами древние мастера создавали настоящие шедевры декоративно-прикладного искусства. Любуясь в музеях дошедшими до нас древними изделиями, украшенными изящной гравировкой, мы не подозреваем, что созданы они несовершенными инструментами. Позднее, когда освоили железо, выкованные из него резцы заменили бронзовые. Они были тверже бронзовых, но незначительно. И лишь после того, как в VII веке до н. э. мастера Древней Греции научились закалять железо, твердость древних резцов стала близкой к твердости современных штихелей. При раскопках древнего Новгорода было обнаружено множество изделий из цветного металла — серебра, цинка, бронзы, олова, свинца, свинцово-оловянных сплавов. Среди них были изделия, выполненные литьем, ковкой и штамповкой, декорированные резными изображениями и орнаментами. Некоторые изделия после гравирования заполнялись чернью.
Во времена Петра I древнерусское слово «резьба» стало постепенно заменяться французским «гравировка» или «гравирование». Мастер, выполнявший граверные работы, стал называться гравером, то есть резчиком по металлу. В современной практике резцы, которыми выполняются граверные работы, называются штихелями. В переводе с немецкого слово «штихель» означает «резец». Этот термин удобен тем, что он сразу дает четкое представление о типе инструмента, применяемого в основном для гравировки по металлу.
Современный резец по металлу, или штихель, состоит из трех деталей — клинка, рукоятки и кольца. Рукоятку, имеющую грибовидную форму, вытачивают на токарном станке из древесины твердых пород—бука, березы и др. Чтобы рукоятка не растрескивалась, на нее надевают латунное или стальное кольцо. В торец ручки со стороны кольца вбивают хвостовик клинка. Снизу, примерно на уровне нижней грани клинка, часть рукоятки срезают. Благодаря срезу гравер имеет возможность держать инструмент под небольшим углом к поверхности металла, что обеспечивает снятие тонкой стружки.
В наборе штихелей все рукоятки должны иметь одинаковые размеры. Длина клинков вместе с хвостовиками тоже постоянная, несмотря на различие их сечений. По характеру сечений все штихели делятся на несколько основных видов: грабштихель, шпиц-штихель, мессерштихель, фляхштихель, или флахштихель, болт-штихель, репштихель, или фаденштихель. Кроме основных типов штихелей, используются дополнительные. Например, так называемый фасочный штихель отличается тем, что имеет довольно большой угол режущей части (100°), позволяющий прорезать резцом неглубокую, но широкую канавку. При подгонке оправы под камень ювелиры используют юстировочный штихель с выпуклыми боковыми поверхностями.