Художественная обработка серебра
Больших успехов в художественной обработке серебра достигли в X —XI веках мастера Киевской Руси. Древний автор Теофил, написавший трактат о технике ювелирного дела, подчеркнул высокие достижения киевских мастеров в художественной обработке металлов, в том числе и серебра. Он считал, что в эмальерном и черневом деле русские мастера уступают лишь византийским.
Древнерусские мастера искусно применяли отличающуюся сложностью исполнения технику перегородчатой эмали, скани и зерни, чеканки и басмы, в совершенстве владели искусством гравирования. Ими были созданы замечательные изделия из серебра с «припуском» черни. На черневом фоне гравированный рисунок казался мерцающим серебряным кружевом. Позднее, начиная с XII века, чернь применяется не только как фон для гравировки — создаются черневые узоры, фоном для которых служит чистая серебряная поверхность, порой покрытая тончайшим слоем золота.
Высокого мастерства достигли серебряных дел мастера Великого Новгорода, Владимира, Суздаля.
В XV—XVII веках центром серебряного производства стала Москва. В мастерских Московского Кремля изготовлялась серебряная посуда, на которую большое влияние оказала народная утварь из дерева и керамики. Это прежде всего братины, чарки и ковши. Некоторые из них использовались для «пожалований», то есть как награда за различные заслуги. В связи с этим на них гравировались дарственные надписи, выполненные славянской вязью; они обрамляли посуду, играя роль своеобразного орнамента. В XVI веке московские мастера добиваются больших успехов в черневом искусстве. Черневыми узорами украшаются тарелки, чары, стопы, табакерки и оклады икон.
Далеко за пределами Русского государства славилось искусство серебряных дел мастеров древнего северного города Великого Устюга. В его мастерских изготовлялись серебряные изделия, украшенные черневыми узорами особой красоты и необыкновенной прочности. Это самобытное искусство устюжане бережно донесли до наших дней.
Если говорить кратко, то процесс создания черневых узоров на серебре заключается в следующем. На поверхности серебра штихелями выполняют гравировку, углубления которой заполняют черным сплавоим на серебряной основе. После шлифовки и полировки черневый рисунок эффектно выделяется на поверхности белого металла. Эта техника хорошо известна во многих странах мира, но тем не менее искусство северных мастеров остается до сих пор уникальным.