Инкрустация

В зависимости от формы и размеров изделия или отдельных деталей их либо закрепляют в тисках, либо кладут на массивную стальную плиту, укрепленную в толстом кряже. Используют также любые другие наковальни, всевозможные оправки из массивного металла. Например, кольцо или перстень насаживают на массивный стальной стержень, который закрепляют в тисках. Небольшие плоские предметы закрепляют на мастике в чугунном полушаре, имеющем вверху углубления. Шар располагают на кожаной гравировальной подушке.
Инкрустация делится на два основных вида: плоскую и рельефную. В плоской инкрустации все ее вставные элементы находятся заподлицо с поверхностью изделия, в то время как у рельефной они несколько выступают, образуя небольшие бугорки. В одном изделии возможно сочетание этих двух видов насечки. Подобное изделие—щипцы для раскалывания орехов, выполненные в XVIII веке тульскими мастерами,— хранится в Историческом музее в Москве. Небольшое изделие украшено двумя видами насечки, отличается органической связью с украшением.
Поскольку плоская инкрустация более проста в исполнении, с нее и следует начинать осваивать приемы работы. Нет необходимости сразу же пытаться украсить какое-то конкретное изделие. Прежде всего нужно понять сущность техники. Небольшие кусочки металла толщиной не менее 3 мм вполне пригодны для упражнений. Нанесите на сталь или бронзу простой рисунок (о том, как это делается, можно прочесть в главе «Гравировка»). Положите стальную пластинку на наковальню и установите зубильце на контур рисунка. Нанесите по нему несколько сильных и равномерных ударов. Как только зубильце войдет в металл примерно на глубину 0,5— 0,8 мм, его нужно передвинуть, а затем вновь нанести такое же количество равномерных ударов. При этом зубильце войдет в металл на ту же глубину, что и в первом случае. Таким образом полученное углубление в металле будет иметь на всем протяжении одинаковую глубину. На первых порах количество ударов можно подсчитывать. В дальнейшем необходимость в этом отпадет, так как основным ориентиром будет ритмическое постукивание, за которым мастер ведет контроль как бы автоматически, не задумываясь над этим, так как все его внимание должно быть уделено точной и плавной стыковке получаемых зубильцем углублений.