Изготовление шаров винтовой прокаткой
Шары находят широкое применение для размола руды в горнодобывающей, цементной, металлургической и других отраслях промышленности. Они имеют диаметр от 40 до 125 мм и изготовляются огромных количествах на многих машиностроительных и металлургических заводах. До сравнительно недавнего времени шары диаметром 40-60 мм изготовляли штамповкой из штучных (коротких) заготовок, получаемых из катаных прутков.
Шары более крупных размеров ковали на молотах или отливали, а затем проковывали. Все эти способы малопроизводительны, связаны с большим расходом металла и не обеспечивают получения правильной геометрической формы, что приводит к быстрому износу шаров при их эксплуатации. Применение горячей винтовой прокатки позволило существенно интенсифицировать процесс, получать шары правильной геометрической формы. Облегчилось проведение закалки шаров после их изготовления. Катаные шары имеют стойкость примерно в 2 раза выше, чем кованые, до 20% снижаются отходы металла при изготовлении шаров прокаткой.
Винтовая прокатка нашла применение и при изготовлении круглых профилей переменного сечения, а также периодических, которые в последующем используются как заготовка под штамповку иди для обработки резанием.
Прокатка производится большей частью на трехвалковых станах с дисковыми или коническими (грибовидными) валками, расположенными под углом 120° один к другому (рис. 57). Валки устанавливают с некоторым наклоном (3-6*) по отношению к оси прокатки, в результате чего заготовка совершает поступательное винтовое движение через валки. Используется круглого профиля исходная заготовка. Ее передний конец закреплен в зажимном патроне, вместе с ним перемещается копировальная линейка, которая, воздействуя на орган управления перемещением рабочих валков в радиальном направлении, обеспечивает получение заданного изменения профиля по его длине.
Таким способом прокатывают сплошные и полью вагонные оси, полуоси для автомобилей, шпиндели текстильных веретен.
Детали с винтовым профилем (червячные валы, винты, роторы, сверла) изготавливают на станах винтовой прокатки с двумя или тремя валками. Этим способом получают и трубы с поперечными ребрами, которые находят широкое применение в теплообменной аппаратуре (рис. 58).