Киноварь

С древнейших времен основным сырьем для производства ртути служил сернистый сульфит ртути — киноварь. Добыча киновари в древних рудниках велась в тяжелейших условиях. Рудокопы гибли от систематического отравления соединениями ртути. В горных выработках, где производили в древности добычу киновари, археологи находят не только примитивные орудия горняцкого труда (каменные молотки, клинья), но и скелеты погибших людей. Не менее опасной была и древняя технология извлечения ртути из руды. Киноварь укладывали в глиняные горшки, которые устанавливали в камере, выложенной из кирпича. Рядом с горшками клали ветки деревьев со свежей листвой. При нагревании киновари в глиняных горшках ртуть начинала испаряться. Пары, проходящие сквозь свежие листья, конденсировались и осаждались на них. Отяжелевшие от ртутной «росы» ветки отряхивали в специальную посуду. Разумеется, пары ртути осаждались не только на листве, но и на легких рабочего-литейщика. Постепенно накапливаясь, она в конце концов вела к тяжелым заболеваниям, а порой и к смерти.
Во многих странах киноварь издавна применялась в качестве красного пигмента. Одной из самых ходовых красок была она и в Древней Руси. От сурика— другой красной краски — киноварь отличалась более ярким и насыщенным цветом. Готовую краску добывали в крупнейшем Никитовском месторождении на Днепре. В мастерские древних живописцев вместо киновари часто поставляли ртуть. Художники приготовляли из нее краски в условиях мастерской. В средневековом трактате Теофила так описывается приготовление киновари: «Если хочешь приготовить киноварь, возьми серы, которая имеется в трех видах: белая, черная и шафранно-желтая; разотри шафранно-желтую серу на сухом камне и прибавь к ней две части ртути по весу, взвесив все на весах. Когда все будет хорошо растерто, положи смесь в стеклянный сосуд, плотно закрой отверстие, чтобы не улетучивался дым, обмажь сосуд со всех сторон глиной и поставь на огонь высохнуть. Подвинь его на горящие угли, и когда он нагреется, то услышишь внутри шум — это соединяется ртуть с горящей серой. Когда звук прекратится, сними сосуд с огня, открой его и вынь краску».
Несколько иной рецепт приготовления киновари предлагал современникам азербайджанский поэт и художник Садиг-бек-Афшар:
Достань три-четыре мискаля ртути,
прибавь еще три мискаля серы.
Растирай в ступке в течение часа и больше,
если образуется темная зола, не обращай внимания.
Клади все в обмазанную глиной склянку
и разожги под ней огонь с полудня до вечера.
Когда остынет, достань и взгляни,—
образуется прекрасная алая киноварь.

Следует пояснить, что мискаль — древнеиранская мера веса, равная 4,64 г.