Медные и алюминиевые сплавы

В самолетостроении, электронике, приборостроении широкое применение находят сплавы на основе цветных металлов: Большой класс алюминиевых сплавов представляют хорошо известные дуралюмины, содержащие, кроме алюминия, медь, магний и марганец.
Медные сплавы - это латуни и бронзы. Латуни - сплавы меди с цинком и другими элементами - маркируют буквой Л и цифрой, указывающей содержание меди, например латунь Л90 содержит 90% меди, остальное цинк. Сплавы меди с оловом, цинком и свинцом называют бронзами. Их маркируют буквами Бр, за которыми следуют буквы и цифры, обозначающие легирующие элементы и их содержание. Например, в бронзе Бр.ОЦС 8-4-3 содержится 8% олова, 4% цинка и 3% свинца.
Первый металл, с которым человек ознакомился 8000 лет до н.э. и начал обрабатывать давлением - это золото. Далее идут медь, самородное серебро, метеоритное железо. Век металлов наступил, когда человек освоил процессы выплавки металлов из руды, ковки его и литья. Железо впервые обнаружено (земное происхождение) 3000 лег до н.э. на Ближнем Востоке и стало активно вытеснять медь и бронзу.
Первый способ получения железа - сыродутный. В яму загружали железную руду вместе с древесным углем, плотно ее закрывали, поджигали и раздували мехами. Под воздействием газа СО происходило восстановление железа из руды. Получали крицу.
С появлением в XII веке водяного колеса для привода мехов резко увеличился размер горнов. На дне горна стал появляться металл, который не ковался, а ломался. Это был чугун. В Австрии его называли "навозный" камень, в Германии - "грязный" камень, в Англии - "свинское" железо. Затем обнаружили, что "свинское" железо хорошо заполняет формы". Из чугуна стали делать отливки.
Техника обработки железа совершенствовалась. Свидетельство тому - знаменитая Кутубская колонна весом 6,5 т, высотой 7,5 м и диаметром 40 см. Она воздвигнута в 415 п и до сих пор не подвержена коррозии из-за высокой чистоты железа - 99,72%.
В России в 1586 г. Андреем Чоховым изготовлена литьем Царь-пушка весом 40 т и калибром 890 мм, вес ядра - 2 т, заряда - 480 кг.
Конец XVTO и начало XIX веков ознаменовалось настоящим вторжением металлов в технику: 1778 г. - построен первый железный мост, 1818г.- первый железный корабль, 1825 г. - первая железная дорога.