Насечка

Разнообразие свойств металлов, прежде всего окраски, послужило основой возникновения техники инкрустирования, называемой также насечкой или таушировкой. Суть ее заключается в том, что на металлических предметах гравированием, чеканкой или травлением наносятся углубления, которые затем заполняются другими металлами, имеющими контрастный цвет и тональность. Художественная выразительность инкрустации достигается не только рисунком, органически связанным с поверхностью украшаемого предмета, но и противопоставлением естественного цвета одного металла другому.

насечка

Долгое время об инкрустации древних мастеров можно было судить лишь по описаниям. Только после раскопок так называемых шахтовых гробниц в Микенах удалось обнаружить бронзовые кинжалы, инкрустированные золотом и серебром. Дагестанские мастера из селения Кубачи, художественно отделанное оружие которых пользовалось успехом в разных странах, инкрустировали с большой любовью также металлические предметы домашнего обихода. В Эрмитаже хранятся изготовленные из латуни и бронзы в XIX веке подносы, кувшины, светильники, ступки, инкрустированные серебром и золотом. С успехом инкрустировали бытовые предметы и тульские мастера. В музеях нашей страны хранятся различные старинные предметы, отделанные инкрустацией.
Инкрустация, или насечка, по металлу очень трудоемкая техника. Поэтому постепенно она стала применяться все реже и реже, и в настоящее время бытует лишь у отдельных мастеров.
Процесс инкрустирования состоит из двух основных этапов: выполнение углублений и заполнение их другим металлом. На первом этапе углубления можно выполнять различными способами. Первый способ заключается в том, что углубления гравируются с помощью металлографических резцов. При втором способе углубления на украшаемый металлический предмет наносят с помощью чекана или зубильца. Существует и другой, менее трудоемкий способ получения углублений на металле — травление кислотами.