Насмолка сосудов

При насмолке больших сосудов с широким горлышком смолу можно сэкономить. Ее наносят толстым слоем на стенки, затем вставляют подходящую по размерам деревянную болванку. Если фляга или какой-либо другой металлический сосуд имеет узкое горлышко, его вместо смолы можно заполнить мелкопросеянным речным песком. Заполнив флягу песком, через воронку вливают воду до тех пор, пока он не перестанет ее впитывать. Наклонив сосуд, удаляют излишки воды. Утрамбовывают круглой палкой добавленный песок и закрывают горлышко пробкой. Чеканку на объемном изделии удобно выполнять на специальной подставке, представляющей собой кряж с клиновидным вырезом, в который вложен мешок с речным песком.

насмолка

Уложив сосуд на подставку с мешком, чеканом-расходником углубляют контуры рисунка. Следующий этап — опускание фона. Так же, как и при чеканке плоского листа, эту операцию выполняют чеканом-лощатником. Когда фон на всех участках будет опущен, следует еще раз пройтись по контурам чеканом-расходником, чтобы выступающие элементы рельефа имели четкую границу с фоном. Затем прорабатывают мелкие детали на выступающих элементах рельефа. В заключение фон обрабатывается канфарником, после чего можно освободить сосуд от песка или смолы. Песок легко высыпается, если из него выпарить влагу; смолу же расплавляют и выливают из сосуда. Чтобы удалить остатки смолы и Лака, сосуды отжигают, а затем отбеливают.
Рельеф станет более выразительным и зримым, если чеканку декорировать одним из способов, о котором рассказано в главе «Декоративная отделка металла».
Если медное изделие небольшое, его опускают в раствор и выдерживают до тех пор, пока не будет получена нужная тональность окраски. На крупные рельефы патинирующий раствор наносят кистью или тряпичным тампоном, укрепленным на деревянной ручке.
Покрытое патиной изделие промывают чистой водой. Затем протирают выпуклые участки рельефа мокрой тряпочкой с пемзовым или кирпичным порошком, просеянным через мелкое сито. Обрабатывать выпуклые места нужно до тех пор, пока на них не появится характерный металлический блеск. Снова промывают рельеф водой и высушивают на открытом воздухе при комнатной температуре. Но намного быстрее это можно сделать на сухих древесных опилках, которые почти мгновенно вбирают в себя влагу, оставшуюся на металле. Просушенный рельеф протирают швейным или льняным маслом, которое не только усиливает металлический блеск, но и надежно закрепляет патину на металле. Обычно декоративная отделка чеканной посуды на этом заканчивается. А декоративные рельефы, выполненные на пластинах металла, еще нужно укрепить на основании. Выразительно смотрится чеканка на фоне древесины с ярко выраженной текстурой, предварительно обожженной или окрашенной морилкой.