Обработка металла
Иногда считают, что металл — холодный, равнодушный материал. Возможно, это в какой-то мере и справедливо, но до тех пор, пока к нему не прикоснулись искусные руки мастера. Тепло согревших рук хранят многочисленные изделия из металла, созданные народными мастерами. Долог и тернист путь к мастерству, у каждого художника он неповторим, но начинается он у всех без исключения с постижения азов художественного ремесла.
Во второй, практической, части книги будет рассказано о технике ковки, литья, басмы, скани и других видов художественной обработки различных металлов. Чтобы освоить на практике эти начальные сведения, потребуется большое терпение и любовь к избранному делу. На первых порах вы сможете сделать своими руками простой и удобный подсвечник, светильник, чеканное панно, подставку для книг, брошь, цепочку и многое другое. Потом вам под силу будет исполнить и более сложные вещи.
Начинается рассказ о работе по металлу с кузнечного ремесла. И это не случайно. Освоить его основные приемы хотя бы частично необходимо каждому художнику, работающему с металлом. Довольно часто возникает необходимость изготовить самые разнообразные дополнительные инструменты для художественной обработки металла: чеканы, штихели, зубильца, сечки и многое другое. Не только кузнец, но и гравер, чеканщик должен уметь сделать их своими руками, порой из подручного материала. При этом на практике постигаются технологические приемы и основы декоративно-прикладного искусства. Недаром народная французская пословица гласит: «По мере того как куешь, становишься кузнецом».
Прежде чем приступить к работе с металлом, необходимо подготовить рабочее место и инструменты, учитывая при этом все необходимые правила техники безопасности. Молотки, кувалды, напильники, штихели и другие подобные инструменты должны иметь ручки из прочной древесины, а рабочие части режущих инструментов правильно заточены.
Все механизмы и станки должны быть в исправном состоянии, иметь заземление и ограждения вращающихся частей.
При опиливании не следует качество обрабатываемой поверхности проверять на ощупь рукой, а образующиеся при обработке металла стружки и опилки сдувать. Тот, кто пренебрегает этими правилами, может серьезно поранить руки и глаза. Поэтому, опилки и стружку следует удалять с поверхности металлической заготовки только щеткой. На глаза надо надеть защитные очки.
Распиливая заготовку ножовкой, нажим на полотно осуществляйте только при ее движении вперед. Пилу ведите плавно, без рывков. Нельзя изменять направление движения пилы после того, как она значительно углубилась в металл. При нарушении этого правила полотно может сломаться и поранить руки.
При разрезании металла ножницами на левую руку надевайте рукавицу и следите за тем, чтобы она не попадала на линию разреза. Рукавица на левой руке необходима также при плавке металла, выколотке, рубке и других подобных операциях.
При сверлении отверстий не держите заготовки в руках, а зажимайте в специальных тисках. Глубокие отверстия сверлите с перерывами, не допуская образования длинных стружек. Выполняя кузнечные работы, не забывайте надеть рукавицы. Раскаленные заготовки извлекайте из горна специальными клещами, держа их на таком расстоянии от себя, чтобы при случайном падении они не попали на ноги. Работать нужно в фартуке из толстой плотной ткани, для огнестойкости пропитанной насыщенным раствором борной кислоты. Те же правила необходимо соблюдать и при художественном литье.
В мастерской необходимо соблюдать также и правила противопожарной безопасности.