Оксид цинка

В конце XVIII века во Франции и Англии вошли в употребление цинковые белила, представляющие собой оксид цинка. От бытовавших ранее свинцовых белил цинковый белый пигмент отличается полной безвредностью для организма человека. Новый пигмент по этой причине стал популярен не только у художников, но и у косметологов. Его стали применять для приготовления косметических кремов, пудры, присыпок и всевозможных мазей.
Промышленное производство масляной краски под названием «цинковые белила» было налажено в 1849 году. С тех пор художники стали широко использовать ее в живописи. Цинковые белила имеют большую белизну по сравнению со свинцовыми, которую они не теряют под воздействием света; мало того, они увеличивают светостойкость других красок, которые с ними смешивают при выполнении живописных работ. У свинцовых белил наблюдается обратное явление: краска желтеет в темноте. Правда, на свету белизна восстанавливается.
Не страшны цинковым белилам сероводород и сернистые газы, столь губительно действующие на свинцовые белила. Но некоторые свойства цинковых белил гораздо ниже, чем у свинцовых: они, например, сохнут намного медленнее и обладают меньшей кроющей способностью.
Начиная с 20-х годов нашего века кристаллы оксида цинка стали с успехом применяться в радиотехнической промышленности, а позднее — и в электронной как отличный полупроводниковый материал.
При пайке оловянно-свинцовым припоем металлических предметов в качестве флюса довольно часто применяют хлорид цинка, более известный в быту под названием «хлористый цинк». Его получают растворением цинка в соляной кислоте. При пайке металлических деталей, а также при лужении предварительно зачищенные поверхности протравливают хлоридом цинка.
В целлюлозно-бумажной промышленности хлорид цинка применяют для отбеливания бумаги, а в текстильной — как протраву при крашении тканей.