Нанесение смазки
Нанесение смазки производится тщательно в целях правильного распределения ее при экономичном расходовании. В основном руководствуются правилом, что смазка всегда должна наноситься на обрабатываемый материал, а не на инструмент, во избежание потерь на разбрызгивание. Листовой раскрой (для вытяжных работ) и тому подобные заготовки могут смазываться также путем погружения. Этот способ требует не слишком вязкого масла, иначе неизбежны большие потери при стенании масла. Нанесение эмульгированных масел может производиться различными методами. Листовой раскрой перед вытяжкой может пропускаться через два валка, из которых один погружен в эмульсию. Для смазывания труб достаточно погружения их в соответствующий чан, наполненный эмульсией. При волочении работают с погруженной в жидкость волочильной доской или же вводят смазку через волочильное очко.
При прессовании труб, реже при прессовании прутков смазку применяют для снижения потребляемой мощности при трудно прессуемых материалах, а также для устранения налипания металла на иглу. Для этого употребляются в соответствии с высокими температурами прессования очень вязкие масла, дающие незначительный осадок. Для очень высоких температур и давлений рекомендуется добавлять р смазку 10-20% беззольного графита, смешивая его с маслом в густую пасту. Для прокатки лент и фольги выбирают очень жидкотекучие, не дающие осадка масла, так как вязкие смазки распределяются по материалу очень неравномерно и приводят к неравномерной толщине материала. При прокатке фольги такие масла обычно еще разбавляют керосином или бензином; однако необходимо следить за тем. чтобы при последующем отжиге на материале не оставался осадок от смазки.
Экономное расходование смазки имеет большое значение, так как даже наилучшим образом выбранные масла при слишком обильном смазывании могут приводить к образованию осадка на поверхности материала. В последнее время рекомендуется устройство механических смазочных аппаратов, обеспечивающих точную и надежную дозировку. При прокатке необходимы также соответствующие приспособления, устраняющие возможность попадания смазки от подшипников на валки и на материал. При глубокой вытяжке часто используются эмульгированные масла. При применении жиров трудно достичь равномерного распределения смазки; это может приводить также к неравномерной толщине стенок. Кроме того, они вызывают опасения за избыточное содержание щелочей, которые могут химически воздействовать на поверхность материала. Во всяком случае при глубокой вытяжке могут иметь место столь высокие нагрузки, что применение сала и подобных продуктов становится необходимым. В этом случае необходим достаточный подогрев смазки для равномерного распределения.
Упомянем еще об общем коэффициенте полезного действия, который дается как отношение теоретической работы деформации к полезной работе обрабатывающей машины В последнюю работу входят также потери в передаточных механизмах, поскольку они превосходят холостые потери. Что эти потери могут возрастать с мощностью, часто не учитывается. Однако фактическое увеличение этих потерь может быть довольно значительным, например в прокатных станах с обычными (скользящими) подшипниками. Поэтому улучшенная смазка таких подшипников или же применение роликовых подшипников дают значительную экономию энергии.