Приемы гравирования резцом

Прежде чем приступить к гравировке, надо потренироваться правильно держать резец в руке. При проведении прямых штрихов на больших плоских деталях указательный палец должен находиться на аншлифе у кончика клинка, а при гравировании небольших и объемных деталей палец располагают сбоку. Большой палец поддерживает клинок с противоположной грани. Мизинец, средний и безымянный пальцы удерживают рукоятку клинка с ладони.

образцы гравировки

Левой рукой придерживают тиски или деревянную колодку с закрепленными на ней изделием или деталью, прижимая их в нужном положении к подушке или манжете. Указательный палец направляет резец и регулирует глубину порезки. Резец во время гравирования во всех случаях должен быть направленным только от себя. Пальцы левой руки, удерживающие заготовку, нужно располагать так, чтобы в случае возможного срыва резца они не оказались на его пути. Сорвавшийся резец может нанести глубокую рану, и об этом нужно помнить постоянно. Чтобы зрение не напрягалось, изделие и руки с инструментом должны быть хорошо освещенными. Применение увеличительного стекла уменьшает напряжение зрения, особенно при выполнении мелких работ. Установленный на поверхности металла резец продвигайте вдоль линий рисунка как бы короткими «шажками». При этом большой палец должен упираться в металл и как бы сдерживать, смягчать слишком порывистое движение резца. Упирающийся в изделие большой палец служит также опорой резца при проведении закругленных линий подобно ножке универсального циркуля. Гравируя всевозможные кривые линии, изделие поворачивают навстречу движению резца, не меняя его положение в руке. Снимающий стружку резец должен продвигаться без особого напряжения. Чтобы хорошо освоить приемы гравирования, необходимо проделать очень много самых различных упражнений на небольших металлических пластинках.
Необходимо, чтобы рука привыкла к штихелям. Начинать нужно с проведения прямых параллельных и пересекающихся прямых линий, а затем перейти к гравированию кривых по нанесенным на металле контурам. Постепенно задачу нужно усложнять, приступать к гравированию элементов орнамента. Прежде выгравируйте грабштихелем или шпицштихелем орнаментальные элементы, состоящие только из контурных линий. Затем можно перейти к гравировке растительных элементов, в которых объем передается с помощью параллельной или перекрестной штриховки. Наносят штриховку шпицштихелем, а если элементы гравировки достаточно крупные — то фаденштихелем. Сначала выполняется ряд упражнений на мягких металлах — олове и свинце, затем — на гарте (их сплаве) и на цинке. Когда появляются некоторые навыки, приступают к гравированию на дюралюминии, меди, бронзе и латуни.