Применение свинца
Если применение свинцовой «бумаги» было явлением эпизодическим, то свинцовые карандаши широко использовались еще художниками XIX столетия. В наши время такие карандаши уже не выпускают, но иногда художники изготавливают их самостоятельно, благо для этого не требуется специального оборудования.
На табличках, прикрепленных в музеях под каждой картиной или рисунком, обычно есть данные о материале, который художник использовал для их создания. На некоторых табличках под графическими работами после фамилии автора и названия можно прочитать такие слова: «Свинцовый карандаш». Это значит, что рисунок выполнен карандашом, отлитым из чистого свинца. Возьмите кусочек свинца и проведите им по бумаге. На белом поле бумажного листа появится четкая серебристо-серая линия. Глубина тона этой линии будет зависеть от чистоты металла: чем он будет чище, тем выше ее тональность. В музеях сохранились рисунки, выполненные мастерами Возрождения. Свинцовые карандаши применялись и как самостоятельный материал в графике, и как вспомогательный для выполнения всевозможных подготовительных набросков. Линии, нанесенные на бумагу свинцовым карандашом, отличаются своеобразной красотой тона.
При раскопках некрополя на окраине древнего города Херсона, ученые нашли фрагменты оправ зеркал, отлитых из свинца. Есть предположение, что свинцовые зеркала, украшенные рельефными изображениями, служили ценными подарками для знатных женщин. С ними не расставались всю жизнь, а после смерти владелицы их включали в состав погребального инвентаря.
При раскопках древнего Новгорода археологам встречались свинцовые сосуды. Одни из них, диаметром чуть больше пяти сантиметров, использовался для хранения святой воды. Лицевую сторону сосуда украшал рельеф, изображавший святого Дмитрия. Была найдена также крышка от другого сосуда с тайнописью в виде невысокого рельефа. Более широко свинец применялся в сплавах с оловом, но не для посуды, а для всевозможных женских украшений. Олово улучшает литейные свойства свинцово-оловянистого сплава, снижает его вес, сообщает ему более светлый оттенок, на
поминающий серебро. Из свинцово-оловянистого сплава начиная с X11 века изготовляли котлы, всевозможные ажурные накладки, привески, браслеты-наручи, цепочки, булавки.
В наше время свинцово-оловянистые сплавы применяются в технике, составляя основу мягких припоев для спайки металлических деталей. Сплав олова, свинца, сурьмы (с небольшим добавлением меди) называется гартом и применяется для отливки типографского шрифта. Сплавы на свинцовой и оловянной основе — баббиты, имеющие низкий коэффициент трения,— применяются для заливки вкладышей подшипников скольжения, которые используют в двигателях тракторов и автомобилей.