Прокатка
Прокатка - один из наиболее распространенных видов обработки металлов давлением. Она заключается в том, что при пропускании металла через вращающиеся валки изменяется площадь поперечного сечения и конфигурация исходной заготовки. Металл приобретает нужные размеры и форму. Прокаткой получают многие сложные изделия (рис. 45).
Некоторые из них используют в машиностроении без дополнительной обработки, другие - дополнительно подвергают волочению, ковке, штамповке или обрабатывают резанием.
Различают три основные технологические схемы прокатки: продольная, поперечная и винтовая.
При продольной прокатке исходная металлическая заготовка толщиной h0 деформируется (обжимается, сдавливается) между двумя валками цилиндрической формы, вращающимися в разные стороны (рис. 46). Прокатываемая заготовка втягивается в зазор между валками под действием сил трения; при этом уменьшается ее высота до толщины h1 и увеличивается длина и ширина.
Деформация при продольной прокатке происходит больше в направлении длины, чем ширины заготовки. Продольная проката имеет наибольшее распространение: около 90% всего проката производится продольной прокаткой.
Основным рабочим инструментом являются валки. Они разделяются на гладкие и калиброванные. Первые служат для прокатки листов и лент, а вторые для сортового металла (рис. 47). Калиброванные валки на рабочей поверхности имеют кольцевые вырезы (ручьи) нужной формы. Просвет, образованный ручьями двух валков, расположенных один над другим, называют калибром, форму которого приобретает прокатываемый металл. Заготовка, проходя через ряд последовательно расположенных калибров, постепенно приобретает форму и размеры готового изделия (рис. 48). Прокатку в вырезных валках называют сортовой, а в гладких валках - листовой.