Благоприятное влияние малых валков
Благоприятное влияние малых валков на величину затрачиваемого усилия и работы основывается на том, что при прокатке, точно так же как и при осаживании, сопротивление материала тем больше, чем ниже высота его по сравнению с величиной площади захвата, или с величиной валков. Так как эта зависимость устанавливается благодаря трению между валками и материалом, то для изготовления тонких листов и лент обычно используются полированные валки; кроме того, применяется смазывание прокатываемого материала (одновременно для охлаждения). Несмотря на это, в станах с рабочими валками больших диаметров давления прокатки оказываются все же столь большими, что это приводит к прогибу валков.
Для получения одинаковой толщины равномерно по всей ширине полосы валки при шлифовке делаются поэтому бочкообразными. Однако современные ленточные станы часто оборудуются также тонкими рабочими валками. В таком случае каждый рабочий валок поддерживается или одним опорным валком - в четырехвалковых станах или же двумя опорными валками - в шестивалковых станах. Для производства фольги (толщиной менее 0,005 мм) из твердых материалов предлагаются станы также с двумя или тремя системами опорных валков при рабочих валках минимальных размеров (опорные валки 30-40 мм, рабочие - 5 мм); получаются двенадцативалковые или двадцативалковые станы. Четыре внутренних опорных валка из-за недостатка пространства не могут быть достаточно большого диаметра и устойчивыми против прогиба; они не фиксированы в подшипниках и назначение их сводится лишь к передаче усилий на более прочные внешние опорные валки.
Однако в тонких гладких валках захват материала осуществляется плохо; известно, что абсолютное уменьшение высоты ограничивается некоторым зависящем от условий трения предельным углом захвата. При прокатке втягиваемой в валки призматической заготовки этот угол захвата приблизительно равен углу трения. При заостренной или иным образом заданной в валки (принудительно) заготовке прокатка будет иметь место, если угол захвата не превзойдет удвоенного угла трения.
Так как при горячей прокатке часто желательны большие обжатия, необходимо, чтобы поверхность валков была шероховатой. Гладкие валки тотчас после шлифовки захватывают материал хуже, чем бывшие уже в употреблении, так как в последнем случае приставшая к ним окалина значительно повышает трение между прокатываемым материалом и валками.
Вместо обычного привода обоих или одного валка при помощи передачи, в станах Стекля применяют в качестве привода приводные барабаны. В этих станах работа прокатки производится всецело за счет действующих на ленту усилий со стороны барабана; поэтому рабочие валки делаются очень малыми при больших опорных валках, а трение максимально снижается благодаря применению роликовых подшипников. Соотношение сил при такой прокатке весьма сходно с соотношением сил при волочении. Уменьшение высоты ограничивается теперь не углом захвата, а сопротивлением разрыву материала. Чтобы обеспечить беспрепятственное прохождение ленты со стороны вдова в валки, она также находится под незначительным натяжением.