Обработка поверхности в валках

Процесс, который дал повод к разработке способа косой вальцовки, представляет собой правка прутков и труб, а также освобождение трубы от увлеченной при протяжке оправки в специальных рихтовальных станах, роликовых правильных машинах или отделочных станках. При этом пруток пропускается между расположенными под некоторым углом относительно друг друга и относительно оси машины валками я ему сообщается вращение. Для этой цели применяются или два выпуклых или «вогнутых валка или же три валка, из которых один расположен на одной оси и другие - по обе стороны на второй оси.

При правке, называемой также обкаткой или полировкой, наряду с выпрямлением имеет место незначительная деформация прутка. Кроме обжатия поверхности по спирали, обычно еще несколько увеличивается диаметр.

Очень важно, в особенности для тянутых латунных прутков, что при этом имеет место изменение величины собственных напряжений.

Вызванные протяжкой растягивающие напряжения на поверхности прутка значительно уменьшаются при обкатке или даже переходят в сжимающие напряжения. Благодаря этому обычно устраняется часто неизбежное без указанной обработки растрескивание прутков.

Сжимающие напряжения оказывают благоприятное действие также в тех элементах конструкции, которые претерпевают длительные нагрузки вместе с боковым давлением или коррозией. Для осуществления сжимающих напряжений в прутке его обжимают одним или несколькими операциями обкатки, так что он несколько уменьшается в диаметре. На обычное сопротивление длительной нагрузке эта обработка оказывает малое действие; однако часто значительное падение этой характеристики при затяжке или коррозии почти целиком устраняется при этой обработке.

Также благоприятно действует накатка резьбы на сопротивление усталости винтов. Процесс прокатки при накатке резьбы является обратным обычному процессу прокатки. Прокатываемый материал имеет цилиндрическую форму, тогда как валки заменяются профилированными пластинами, верхняя из которых получает возвратно-поступательное движение. Нарезка резьбы, напротив, как показывают результаты собственных опытов автора на медных сплавах, приводит к значительному падению сопротивления усталости; во всяком случае большое значение оказывает при этом вид нарезки и последующая обработка, причина чего пока не ясна. Это падение может быть уничтожено, если обкатать резьбу. Однако дополнительная термическая обработка устраняет благоприятное действие этой обкатки. Столь же выгодной должна быть обкатка внутренней резьбы при помощи соответствующего инструмента.