Валки для горячей прокатки

Валки для горячей прокатки изготовляются из закаленного чугуна пли при более высоких требованиях - из специальной стали. Для первых холодных прокаток применяются также преимущественно валки из закаленного чугуна. Для обеспечения хорошей поверхности, которая требуется от листов и лент для многих целей, прокатка в последних проходах должна производиться в валках из закаленной и полпрованной стали; в последнее время применяется также легированный закаленный чугун.

Большое значение для работы прокатки имеют также трение в подшипниках. Затрачиваемая на него работа не определяется только холостым ходом машины, но при подшипниках скольжения увеличивается с давлением прокатки. При этом сказывается также смазывание и охлаждение. В последнее время широкое применение, главным образом для опорных валков, нашли роликовые подшипники.

Прокатные станы для листов и лент представляют ряд последовательных клетей. Необходимое при этом согласование скоростей прокатки достигается особыми мероприятиями. Такие станы применяются в особенности для производства латунных лент. В качестве исходного продукта для прокатки в подавляющем большинстве случаев служит отлитый в горизонтальную или вертикальную изложницу слиток. Для листов и лент отливают сравнительно тонкие плиты, чтобы по возможности снизить работу прокатки. Если к поверхности полуфабриката предъявляются особые требования, поверхность слитка снимается. Мелкие поверхностные дефекты удаляются также но ходу прокатки фрезой или шабром. Поверхностные дефекты на готовом материале могут быть вызваны отпасти из-за неплотностей и включений в слитке, отчасти это отпечатки от валков и продукты окисления (окалина).

Цветные металлы и в особенности их сплавы прежде за немногим исключением (мунц-металл) прокатывались вхолодную. В настоящее время, когда для большинства материалов удалось преодолеть связанны с горячей прокаткой трудности, предпочитают прокатку вгорячую. Она экономичнее и допускает обработку больших толщин.

При толщине листа в а-в мм экономическое превосходство горячей прокатки над холодной утрачивается. При меньших толщинах нагрев почти не имеет смысла, так как температура при прокатке сильно падает. На станах Стекля удается катать вгорячую ленты толщиной 1-2 мм потому, что намотка на барабан производится внутри печи. От более тонких плит, листов и лент часто требуют хорошей поверхности, точности размеров и равномерности свойств. Это достижимо лишь при применении холодной прокатки и - при необходимости - последующего отжига. При горячей прокатке материал упрочняется лишь незначительно и он обычно непосредственно поступает на холодную прокатку. Удаляется лишь окалина (травлением), а для удаления поверхностных пороков производится фрезеровка.

Делаются также попытки слить литье и горячую прокатку в одну рабочую операцию. При таком способе работы жидкий металл заливают между валками стана или между валком и плитой и так направляют затвердевание, чтобы твердый материал получил некоторое обжатие. В самое последнее время такой способ (способ Хацелетта) нашел, по-видимому, применение в технике. Он применяется для изготовления аккумуляторных свинцовых пластин, а в Америке также для производства латунных листов.