Прокатный стан

Машины, с помощью которых осуществляется прокатка металла, называют прокатными станами. Основой прокатного стана является рабочая клеть, включающая в себя станину, в который размещены прокатные валки (рис. 60). Клети бывают двух-, трех-, четырех- и многовалковые. Стан может состоять из одной или нескольких рабочих клетей.
рабочие клети
Схема линии привода прокатного стана в наиболее общем виде изображена на рис. 61. В состав этой линии входят: 1 - рабочая клеть, 2 - шпиндели, 3 - шестеренная клеть, 6 - коренная муфта, 5 - редуктор, 6 - моторная муфта и 7 - электродвигатель.
Деформирующим инструментом стана служат валки (рис. 61), которые, опираясь на подшипники, прочно удерживаются в станинах рабочей клети. Клеть снабжена установочными механизмами, позволяющими изменять расстояние между валками.
привод валков
Вращение валкам передается от шестеренной клети с помощью устройств, называемых шпинделями. Один конец шпинделя соединяется с концевой частью рабочего валка, другой шестеренным валком шестеренной клети.
Шестеренная клеть, основной частью которой являются шестеренные валки, имеющие шевронное зубчатое зацепление, предназначена для распределения крутящего момента, передаваемого одним валом редуктора или электродвигателя, между двумя рабочими валками. Шестеренная клеть не служит редуктором, ибо числа оборотов шестеренных валков одинаковы. Этим обеспечивается равенство чисел оборотов валко» рабочей клети.
Редуктор предназначен для изменения числа оборотов при передаче от электродвигателя к валкам. Обычно редуктор в главной линии прокатного стана служит для понижения числа оборотов валков и состоит из одной-трех пар зубчатых колес разного диаметра, расположенных в закрытом корпусе.