Серебрение и золочение

Серебрение и особенно золочение широко применялись в ювелирном деле. Золотили как полностью, так и отдельные части изделия. Полностью золотились кольца, серьги, кулоны и другие украшения. А вот серебряных дел мастера Великого Устюга золотили посуду, украшенную чернью, чаще всего только внутри. Кубачинцы золотили фон и отдельные элементы гравировки. Эти приемы в основном сохранились до нашего времени.
Художники Древней Руси разработали и успешно применяли оригинальную технику золотого письма, или золотой наводки, на меди. Выполненный золотом рисунок празднично сиял на приглушенном медном фоне. Со временем, когда медная основа темнела, рисунок приобретал еще большую контрастность. Двери городских соборов украшались золотой наводкой, изображающей сцены из христианской мифологии, объединенные изысканным орнаментом. Секрет золотой наводки был разгадан сравнительно недавно. Готовую золотую амальгаму наносили на медную пластину, покрытую слоем лака, с заранее процарапанным и протравленным кислотой рисунком. Амальгама сцеплялась с медью только в тех участках, где был удален лак. Когда металл подогревали на углях, ртуть улетучивалась, а золото восстанавливалось на меди. Нанесенный амальгамой золотой рисунок был матовым. После удаления остатков лака его полировали до блеска. Двери храмов, украшенные «дивно медию золоченою», были одной из важнейших частей архитектурного декора. Упоминание о «златых» и «чудных» дверях часто встречается в летописях. Древние мастера сделали в XIII веке писанные золотом двери для соборов Рождества Богоматери в Суздале, Спаса в Нижнем Новгороде и Успенского собора в Ростове Великом.
Иногда золотильщикам приходилось выполнять грандиозные по объему работы. Одной из таких работ было золочение медных листов, предназначенных для покрытия купола Исаакиевского собора в Петербурге, имеющего диаметр 26 м. Золочение было выполнено с помощью амальгамы. Хотя золотая пленка имела толщину всего несколько микрон, на золочение купола все же пошло более 100 кг золота. Медные листы натирали золотой амальгамой и нагревали до полного испарения ртути. Когда работа была окончена, выяснилось, что пары ртути оказались роковыми для рабочих-позолотчиков. Некоторые тяжело заболели и вскоре скончались. Так что красота золотого купола Исаакия стоила не только больших денег, неимоверного труда, но и человеческих жизней. В наше время золочение и серебрение выполняются более дешевым и безопасным гальваническим способом.