Ломкость при сплавлении
Особенно часты в практике характерные изломы, которые внешне весьма напоминают обычные изломы от напряжений, когда тело с остаточными напряжениями или под нагрузкой соприкасается с металлом. Существуют два практически важных случая этого рода - пайка, и нагрев подшипников.
При пайке, как удалось установить уже Дигелю, жидкий металл, в том случае если он сплавляется с основным материалом, проникает к участкам, испытывающим растягивающие напряжения вдоль границ зерен и вызывает изломы подобно аммиаку и ртути в латуни. Для этого достаточны уже совершенно тонкие пленки жидкого металла.
Такая ломкость при сплавлении или ломкость при пайке наблюдалась на марганцовистой латуни, в особенности с а - 2-структурой, а также на обычной латуни при наличии очень высоких остаточных напряжений. Олово и оловянные припои, из которых наиболее сильно действует чистое олово, требуют при 260° наличия растягивающих напряжений величиной по крайней мере 20 кг/мм, свинец при 350° - около 10 кг/мм2.
Ломкость при пайке наблюдалась также на алюминии. Часто это явление обнаруживается также на сталях. Подробные исследования показали, что металлы, сплавляющиеся со сталью, вызывают при соприкосновении с ней изломы при температурах выше 1000°, т. е. для медных сплавов приблизительно на 100° выше их точки плавления. Растягивающие напряжения должны при этом быть выше 15 кг/мм2. При исследовании причин изломов осей и турбинных лопастей было обнаружено, что наряду с наличием в них остаточных напряжений эти детали работали в соприкосновении с жидким металлом.