Современная техника и свинец

В современной технике свинец применяют как защиту от воздействия всевозможных агрессивных веществ. В ядерной и рентгеновской технике он служит защитой от ионизирующего излучения. Тонкими листами свинца облицовывают стенки космической аппаратуры и электролизных ванн. Являясь оболочкой проводов и кабелей, свинец также играет защитную роль.
Мировая история искусства знает времена, когда свинец использовался для литья монументальной скульптуры. В 1714 году близ Петербурга началось сооружение ансамбля Петергофа, посвященного победе России над шведами. От дворца, расположенного на высоком уступе, спускались вниз к каналу, впадающему в море, каскады и фонтаны. Центральное место в композиции ансамбля занимали фонтаны Большого каскада. Их украшали позолоченная скульптура, маскероны и вазы. В начале века все скульптурное убранство архитектурного ансамбля было отлито из свинца. Первоначально свинцовую скульптуру отливали в Голландии и Англии, затем к концу первой четверти XVIII века — в мастерских К- Растрелли и Ф. Васу в Петербурге, а также в так называемых мастерских избах на Васильевском острове. Статуи, а также рельефные доски и маскероны после монтажа и установки в предназначенных для них местах покрывались тонкими листочками золота. Любуясь живописными каскадами с их фонтанами и скульптурой, посетителям было невдомек, что под тонким слоем золота скрывается тяжелый, но легкоплавкий металл. Прошло время — и он сам напомнил о себе. Свинцовая скульптура постепенно стала оседать и разрушаться, теряя свое былое великолепие. К концу XVIII века она разрушилась совсем, и Академией художеств было принято решение создать новую скульптурную композицию из бронзы. Прежняя скульптурная группа, отлитая из свинца по моделям К. Растрелли, настолько сильно деформировалась, что снять с нее гипсовые слепки было невозможно. Ансамбль был создан заново скульпторами М. И. Козловским, И. П. Прокофьевым, Ф. Ф. Щедриным, Ф. И. Шубиным. Скульптуры отливались из бронзы литейщиком Академии художеств В. П. Екимовым. Полностью свинцовая скульптура заменена бронзовой в 1817 году.