Свинцовое стекло
В одном из рассказов К. Паустовского стекольный мастер говорит: «Разное есть стекло... Есть грубое, бутылочное и оконное. А есть тонкое, свинцовое стекло. По-нашему оно называется флинт-глясс, а по-вашему — хрусталь. У него блеск и звон чистые. Он играет радугой, как алмаз». Только специалистам ведомо, что то стекло, из которого герой рассказа мечтал изготовить хрустальный рояль, обязано своей чистотой и прозрачностью все тому же свинцу.
В первой половине XVII века при переходе с древесного топлива на уголь английские стекловары столкнулись с досадным явлением. Угольная копоть, попадая в стеклянную расплавленную массу, делала ее мутной. Чтобы копоть не попадала в стеклянную массу, выплавку стекла стали производить в специальных закрытых тиглях, но стекло в них плохо проваривалось из-за высокой температуры плавления. Тогда, чтобы понизить температуру плавления, добавили свинец. Полученное с помощью свинца стекло оказалось звонким и чистым, подобно природным кристаллам горного хрусталя. Это и послужило поводом для названия свинцового стекла, применяемого для изготовления посуды,— хрусталем. Свинцовое стекло отличается большой прозрачностью, интенсивным блеском и необыкновенной прочностью. Оно стало незаменимым для производства всевозможным оптических приборов: телескопов, микроскопов, фотоаппаратов и кинокамер.
В декоративно-прикладном искусстве свинцовое стекло, имеющее большой коэффициент преломления, используется для нанесения так называемой алмазной грани. Свет, отражаясь и преломляясь в многочисленных призмочках, заставляет хрустальную посуду сверкать подобно драгоценным алмазам.