Свинцовый сурик
У свинцовых белил есть еще одно замечательное свойство: при желании их сравнительно легко можно превратить в красную краску, имеющую желтоватый оттенок. Эта краска, называемая свинцовым суриком, раньше в больших количествах производилась из свинцовых белил. Технология ее производства была открыта совершенно случайно еще в античные времена.
Как-то в афинском порту случился пожар. Загорелся корабль, на борту которого находились сосуды со свинцовыми белилами. Местный художник Никий случайно оказался поблизости. Ему удалось спасти один сосуд с белилами. Когда художник в своей мастерской вскрыл его, в нем вместо белил оказалась красная краска. Пустив ее в дело, живописец вскоре убедился в высоких достоинствах новой краски. С тех пор белила, полученные из свинца, стали пережигать специально, чтобы получить сурик.
Чтобы познакомиться более подробно с технологией производства сурика в средние века, обратимся вновь к книге Теофила. Вот что он пишет в главе «О свинцовых белилах и сурике»: «Если ты набрал уже достаточно белил и хочешь сделать из них сурик, то разотри эти свинцовые белила на камне без воды и, наполнив ими два или три новых сосуда, поставь их на горящие угли. Потом надо иметь тонкий, вделанный в дерево железный стержень, загнутый на одном конце, широкий сверху, которым время от времени надо размешивать свинцовые белила. Так продолжай до тех пор, пока сурик не станет совсем красным».
Свинцовый сурик находит широкое применение в наше время. Он применяется для грунтовки металлических поверхностей перед окраской, из него изготовляют замазки и шпаклевки по металлу. С олифой его смешивают непосредственно перед применением, так как при соединении с ним она быстро твердеет. Краска и шпаклевка на ее основе обладают высокими антикоррозийными свойствами. Краска применяется в технике для защиты металла.
Старинная темперная живопись на иконах, выполненная с применением сурика и свинцовых белил, через некоторое время темнеет. Но после протирки иконы перекисью водорода она обретает прежнюю яркость. Это свойство красок иногда использовали расторопные служители культа, чтобы явить верующим чудо очищения икон. Сурик, как и свинцовые белила, токсичен — и обращаться с ним нужно осторожно. Но и этот недостаток был обращен человеком на пользу: части сооружений в морской воде, выкрашенные суриком, меньше подвергаются нападению морских животных — свинцовые соли отпугивают их.
На современной хохломской посуде золото имитирует алюминиевая пудра, покрытая тонким слоем золотистой олифы. Чтобы олифа образовывала быстросохнущую прочную пленку, ее варят из льяного масла с добавлением свинцового сурика — одного из многочисленных соединений свинца.
Не обойтись без соединений свинца ни заводскому керамисту, ни деревенскому гончару. С поразительной изобретательностью умели народные мастера приспосабливать различные металлы и их соединения для нужд своего ремесла.