Вентиляция на свинцовых заводах 4
Черновой свинец подают на обезмеживание в печи 17 в ковшах. Слив обезмеженного свинца производится из печи по охлаждаемому желобу 18 в наборные котлы 19 цеха рафинации свинца.
Весь технологический процесс рафинирования свинца происходит в открытых котлах с установкой на них специального съемного оборудования. В связи с этим в воздух помещения выделяется значительное количество токсичных элементов, входящих в состав чернового свинца. При рафинировании свинца применяют материалы, также выделяющие газы и пары. Одновременно с газами, «поступает значительное количество избыточного тепла с горячих поверхностей оборудования.
Разливка рафинированного свинца на большинстве заводов производится на карусельных разливочных машинах 20.
Плавка шликеров производится в отражательных печах 21. В последнее время получил некоторое распространение способ переработки шликеров в короткобарабанных вращающихся печах. В качестве реагентов и флюсов при плавке шликеров применяют кремнезем, соду, каустик, сульфат натрия, кокс и другие материалы. Выделение вредностей происходит при загрузке печи и при сливе продуктов плавки.
Серебристый свинец подвергается купеляции - окислению свинца до глета в небольших отражательных печах 22 при температуре 11200°С с энергичной подачей воздуха. Во время загрузки печи и при выкатывании купели происходит выделение газов в помещение цеха.
Сырьем для выплавки свинца служат концентраты, получены путем флотации и обогащения полиметаллических руд, и промышленные отходы.
Источниками пыления являются разгрузка, перегрузка и транспортирование сухих концентратов, извести, кокса, угля и других материалов, поступающих на склады. Дробление, грохочение этих материалов в пределах складов также сопровождаются большим выделением пыли. Свинец в концентратах, а следовательно и в пыли находится в виде окислов и сернистого свинца, которые обладают большой токсичностью.
Для уменьшения запыленности воздуха в складах и окружающей атмосферы необходимо улучшить технологию разгрузки и перегрузки концентратов. Наиболее эффективна в настоящее время транспортировка концентратов в контейнерах. На складе контейнеры из вагонов выгружаются при помощи мостовых кранов; в зимних условиях они устанавливаются на подогреваемую площадку для оттаивания, а в летнее время - выгружаются в соответствующие отсеки.