Аварийный отказ оборудования

Когда производство работает в напряженном ритме, нередко происходят аварийные отказы оборудования, в результате чего ремонтные рабочие вечно чем-нибудь заняты, на вызовы операторов не являются, и вдобавок приходится работать в сверхурочное время или выходить на работу в выходные дни.

Такие потери называются «потерями из-за поломок». На нашем организационно-технологическом участке их набирается до 10 часов в месяц. Объясняется это просто: «Отказ оборудования - дело обычное; раз произошла авария - нужно его отремонтировать. А починка оборудования - это забота наладчиков!» Однако часто бывает, что авария произошла именно из-за небрежного обращения операторов со своим оборудованием.

Мы живем в эпоху мелкосерийного производства и большого ассортимента продукции. Его смена происходит несколько раз в месяц, а на многих организационно-технологических участках - и в день. Например, часто ломаются тяжелая оснастка или металлические литейные формы, при их замене много времени уходит на отвинчивание и завинчивание болтов и гаек. Кроме того, для точной подгонки размеров или режима обработки требуются опыт, интуиция, выдержка. Когда этим занимается профессионал - все делается быстро, когда новичок - работа затягивается.

Время, которое требуется для замены оснастки и материала, воспринимается как потери по переналадке оборудования. Время, уходящее на регулировку, без которой невозможно производство качественной продукции, считается потерями из-за регулировки оборудования. Оба вида потерь называются «потерями из-за переналадок и регулировок». Если же увеличивается ассортимент выпускаемой продукции, то на что будет тратиться больше времени - на производство или на переналадку и регулировку оборудования?