Украшения из серебра
Украшения с изображением луны считались священными и, по убеждению их владелиц, обладали волшебной силой. Были распространены так называемые подвески-лунницы, которые имели магическое значение, являясь своеобразными оберегами. В разных уголках России археологи находят подвески, имеющие форму лунного серпа, с рогами, обращенными вверх или вниз. Более дорогие лунницы делали из серебра, подчеркивая тем самым магическую связь металла с Луной. Крестьянские девушки носили подвески-лунницы, сделанные из простых сплавов, веря в то, что они охранят их от зла. В то же время подвески были не только амулетами, но и украшениями, красотой которых любовались.
Подвески отливали в каменной или глиняной форме, гравировали и украшали зернью. Классическим по технике исполнения и форме считаются лунницы из клада, найденного на Смоленщине в конце прошлого века. Они были выполнены русскими мастерами в X веке из серебра и украшены зернью. Зернью называют мелкие серебряные или золотые шарики диаметром от 0,5 мм до 4 мм. Из равновеликих шариков на металлическом украшении выкладывают плоский или рельефный узор, который нередко сочетают со сканью.
Существует несколько способов получения мелких шариков, величиной от макового до просяного зернышка и крупнее. Предполагают, что русские мастера применяли следующий. Тонкую серебряную проволоку навивали виток к витку на стержень определенного диаметра. Чем тоньше стержень, тем мельче получатся шарики. Навитую серебряную спираль разрезали вдоль стержня, и она рассыпалась на одинаковые полусомкнутые колечки.
Затем колечки раскладывали в небольшие углубления, сделанные предварительно на куске древесного угля, расплавляли, и в каждой канавке они сплавлялись в шарики. Шарики наклеивали согласно задуманному рисунку на очищенное изделие вишневым клеем. На покрытое зернью изделие наносили затем припой — амальгаму из серебра, растворенного в ртути. При нагревании ртуть улетучивалась, а серебро прочно соединяло шарики с основой.
Серебро и его применение. В центре: Селена (римская Диана) — олицетворение луны, которой посвящено серебро. Роспись на дне краснофигурного килика «мастера Брига». 490—480 гг. до н. э. Берлин. Государственный музей.