Вливание расплава

Расплав вливают в форму через воронку литника (IS). Прежде чем попасть в полость формы, расплавленный металл заполняет шлакоуловитель. Шлак, содержащийся в нем, поднимается вверх и задерживается в верхней части шлакоуловителя. Очищенный металл стекает в форму. От соприкосновения с ней возникает газ, который выводится через так называемый выпор. Выпор одновременно служит и как сигнальное устройство, дающее возможность контролировать уровень расплавленного металла. Как только в нем появляется расплавленный металл, заливку временно прекращают после усадки выпора и литник заливают доверху, дают металлу затвердеть, а затем остынуть в течение 20—30 мин.
После окончательного охлаждения металла опоки разъединяют и выбивают отливку. Формовочную массу убирают в отдельный ящик. Она пригодится для повторного использования при формовке корпуса шкатулки (14). У выбитой из формы отливки отпиливают или обрубают зубилом литниковую систему, а напильниками стачивают всевозможные наплывы. Металлической щеткой снимают с поверхности пригоревшую формовочную смесь. По сравнению с моделью отливка всегда получается менее четкой; поэтому ее обрабатывают специальными чеканами, рабочая часть которых имеет самую различную форму (15). Этот процесс литейщики называют чеканкой. В сказе П. Бажова «Чугунная бабушка» каслинский мастер очень образно передает сущность этого процесса: «Формовщик хоть и по готовому ведет, а его рука много значит. Чуть оплошал — уродец родится.
Дальше чеканка пойдет. Тоже не всякому глазу да руке впору. При отливке, известно, всегда какой ни на есть изъян случится. Ну, наплывчик выбежит, шадринка высыплет, вмятины тоже бывают, а чаще всего путцы под рукой путаются. Это пленочки — так по-нашему зовутся. Чеканщику и приходится все эти изъяны подправить: наплывчики загладить, шадринки сбить, путцы срубить. Со стороны гляди, и то видишь — вовсе тонкое это дело, не всякой руке доступно».
При разделении труда, когда модель лепит или вырезает один человек, формовку и отливку выполняет другой, а чеканку — третий, вносить произвольно какие-либо изменения чеканщик не имеет права; он должен как можно точнее подчеркнуть все особенности модели, чтобы не вызвать нареканий автора модели.
Работая над шкатулкой, вы являетесь в одном лице и автором, и исполнителем; поэтому, выполняя чеканку, если это будет способствовать выразительности декоративных элементов, вы можете дополнить их гравировкой. В завершение металлические поверхности шлифуют, полируют и патинируют.
В той же последовательности отливают, а затем отделывают нижнюю часть шкатулки — корпус.
Сопрягаемые поверхности корпуса и крышки опиливают напильниками, так чтобы они плотно прилегали друг к другу, а крышка свободно откидывалась. Сверлят отверстия для петель, в которые вставляют проволоку. А чтобы она не выпадала, торцы ее слегка расплющивают. Теперь шкатулка вполне готова.