Златошвейное ремесло
В начале XVIII века в России широкое распространение получила ткань с узорами из золотых и серебряных нитей — так называемая парча. Шелковая ткань, сплошь затканная золотом и серебром, называлась глазетом.
Хотя металлические нити в обиходе назывались «швейным золотом», основу их составляли серебро и медь. Каждая из них представляла собой шелковую нить, обвитую битью — тончайшей сплющенной проволочкой из серебра с позолотой или без нее. Для отделки народной праздничной одежды применялись нити с битью из олова и золоченой меди — так называемая мишура. Одетые в металлическую оболочку шелковые нити были тонкими, гибкими и прочными. Поэтому они применялись не только для вышивания на шелке, атласе и бархате, но и для плетения тончайших кружев.
Златошвейное ремесло часто ставилось выше других ремесел, так как требовало от мастеров большого вкуса, усидчивости и терпения, знания особых приемов, которых насчитывалось более сотни.
Сработанные златошвейками «золотные» изделия продавались в старой Москве в одном из Торговых рядов, который назывался Золотным. Одежду, декорированную кружевами из дешевого металла, справляли себе крестьянки и горожанки. Бережно хранились и надевались только по торжественным дням сшитые из парчи душегреи, сарафаны, епанечки, а также головные уборы: кокошники, кики, коруны.
Искусством создавать изящные узоры на ткани славились мастерицы из древнего русского города Торжка. Этот вид декоративного искусства успешно развивается здесь и в наши дни.