Золото в быту

Хотя золото — редкий и драгоценный металл, но в нашем быту как декоративный отделочный материал он не такая уж редкость. Его можно встретить на обычной фарфоровой посуде, не говоря уж о дорогих сервизах. Золотом горят идущие вдоль краев тарелок и чашек полоски, называемые отводками. На чашках с живописным орнаментом некоторые элементы, всевозможные штрихи и оживки тоже отливают золотом. И на дешевой и на дорогой фарфоровой посуде для росписи применяется только золото. Заменить его, например, бронзой, латунью или томпаком нельзя, после муфельного обжига при высокой температуре эти металлы окисляются и темнеют.
На дешевую фарфоровую посуду наносится так называемое глянцевое золото (глянцзолото). Оно представляет собой черно-бурую маслянистую жидкость. После обжига роспись, выполненная глянцзолотом, приобретает интенсивный блеск. Толщина нанесенной золотой пленки составляет 0,00005 мм.
На глянцзолото похоже другое сырье, применяемое для металлических покрытий на фарфоре,— полировочное золото. Оно такое же тягуче-маслянистое и черно-бурое, но роспись после обжига выходит без блеска. Слой золота, нанесенный на фарфор, имеет такую толщину, которая позволяет выдерживать полирование. Полируют роспись, сделанную полировочным золотом, штифтами из отшлифованного агата или кровавика — тонкозернистой железной руды.
Обязательной полировке подвергается также роспись, выполненная порошковым или массивным золотом. Получают его осаждением металла химическим путем из раствора хлористого золота. Порошок смешивают с окисью ртути и сажей, придающими препарату тягучесть и мягкость, с окисью висмута, выполняющего роль флюса и связывающего золотой порошок с глазурью в процессе обжига. Все компоненты растирают вручную со скипидаром на специальной плите.
Встречая декоративную стеклянную посуду, окрашенную в красный цвет различных оттенков — от светло-розового до пурпурного,— неизменно поражаешься чистоте и глубине окраски. Порой такое стекло напоминает драгоценный рубин. Получают же этот красный цвет мастера с помощью золота, вернее его солей.
Не обошли стороной благородный металл и художники-мозаисты. Издавна классическим материалом мозаичных наборов была смальта — стеклянный сплав с различными добавками, придающими ему определенный цвет. Но кроме традиционной цветной, в древности применялась также золотая смальта, например в мозаике Софийского собора в Киеве, выполненной в XI веке. Разумеется, использовать для мозаики куски золота слишком накладно. Поэтому был найден простой и остроумный способ производства золотой смальты. Между двумя слоями прозрачного стекла прокладывался тончайший листок золота. Он и придавал смальте яркий металлический блеск. Так же, как и цветную, золотую смальту можно было легко раскалывать на кусочки нужной формы и величины.
С каждым годом увеличивается потребление золота в электронной, атомной и космической технике. Постепенно самый древний металл становится незаменимым в самых новейших областях промышленности.